Педагогическая деятельность
Сведения об образовательной организации
В учреждении разработана и утверждена образовательная программа включающая пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программой предусмотрены следующие виды детской деятельности:
- игровая, включающая сюжетно-ролевую игру,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- восприятие детской литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- двигательная (овладение основными движениями) различные формы активности.
Но первоочередными ведущими направлениями в работе всего персонала Дома ребенка являются:
- создание условий для успешной адаптации, эмоционального благополучия;
- педагогическая реабилитация с первых дней поступления детей в наше учреждение;
- своевременная диагностика и контроль за развитием ребенка.
Для решения задач по социальной адаптации детей в доме ребёнка создана оптимальная предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников.
В учреждении функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия. Определен порядок ее деятельности и контроль работой. В состав ПМПК входят педиатр, невролог, психолог, дефектолог, воспитатель и старший воспитатель. Специалисты коллегиально выявляют актуальную проблему развития ребенка и разрабатывают индивидуальную программу медико-социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Коррекционно-педагогическую работу с детьми осуществляют педагог-психолог, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель. Работа педагогического персонала является важным звеном в комплексной реабилитации детей и проводится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом.
Учителями-дефектологами при обучении используется разнообразный материал для стимуляции и развития слуховых, зрительных, сенсорных, кинестетических ощущений и голосовой активности детей.
В практической деятельности педагогического персонала широко применяются современные педагогические технологии: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия с элементами театрализованной деятельности. Технология саморазвития М. Монтессори позволяет проводить обучение определенному опыту практической жизни.
Психологическое сопровождение процесса развития детей осуществляет педагог-психолог. Отслеживаются показатели психо-моторного развития, выявляются отклонения в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, поведении, оценивается успешность адаптационного периода к условиям Дома ребенка. Коррекционное направление прослеживается и в деятельности музыкального руководителя. На занятиях по музыкальному воспитанию дети учатся подпевать взрослому, выполнять простейшие танцевальные действия и передавать образные движения, инсценировать детские песенки, самостоятельно исполнять несложные мелодии на шумовых музыкальных инструментах. Музыкальные занятия с участием маленьких актеров 2-3-х летнего возраста способствует развитию творческой инициативности и навыков самоконтроля.
В рамках реализации проекта «Семейная гостиная», направленного на создание оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровных и замещающих семьях, получено и эффективно используется: столы детские, стулья детские, световой стол для рисования песком, интерактивная сенсорная панель «Солнышко», моноблок, дидактические игры, дидактические игрушки, компьютеры с обучающими уроками и играми, телевизор, игровая ширма «Сказочный театр», настенный модуль для упражнений и развития запястья, доски учебные, «Класс ЗДОРОВЬЯ-МАЛЫШ» для дошкольных образовательных учреждений (ПИК «Волна», «Экватор», «Статус», компьютерный комплекс), комплекс «Комфорт-ЛОГО».