Семейный дом

IMG 1Здесь малыши делают первые шаги, рисуют своих первых человечков, учат первый в своей жизни стишок. Только их успехам радуются не мамы и папы, а воспитатели и медики, те самые взрослые, которые рядом с «нечужими» ребятами 24 часа в сутки. Мы побывали в астраханском специализированном доме ребёнка «Капелька», чтобы узнать, как устроен современный дом малютки.

 

 

IMG 2В 9 часов утра в доме ребёнка «Капелька» уже разгар рабочего дня. «Груднички» под присмотром нянь, малыши двух-трёх лет — в творческих и спортивных кружках. Здесь всё по расписанию, индивидуальный график только у малюток. Обязательны игры, прогулки, занятия с педагогом-психологом и дефектологом, медицинские процедуры.
У каждой группы детей (в которой не больше шести ребят разных возрастов) свои спальная комната, игровая и шкафчики. В «Капельке» следуют важному принципу: ребёнок должен понимать, что у него есть свои игрушки, свои личные вещи.
Мы вошли в музыкальный зал, где шла репетиция к завтрашнему выступлению в День Аиста (День открытых дверей для кандидатов в приёмные родители — ред.). Пять ребятишек смешно пританцовывали с зонтиками. Один из артистов топал правой ногой и тихонько напевал. Другой — в такт не попадал, но выглядел не менее обаятельно. «Получается у ребёнка или нет, не так важно. Главное — похвалить его за то, что он участвует, — рассказывает музыкальный руководитель Людмила Южина. — Наши дети ещё мало говорят, ведь многие ребята с особенностями в развитии. А танцуют все с удовольствием». Пока мы беседовали, воспитатель уводила детей на другие занятия, ребята забавно помахали нам вслед. «Мне нравится, когда они уходят весёлыми. Говорят: «Мы к вам ещё придём»,— продолжает Людмила Южина.
IMG3В другой комнате рисовали, правда, не традиционной кистью, а губкой, погружая её в пальчиковую краску. Воспитатель объясняла двум малышам, что они делают цветок, из чего он состоит и как растёт. Цагана отнеслась к работе прилежнее соседа: несмотря на присутствие незнакомых людей, она аккуратно закончила рисунок и с гордым «Воть!» всем его продемонстрировала. Необычные техники прикладного творчества тут особенно любят. Ребят надо постоянно удивлять, считают педагоги, например, штампами из овощей и игрушками из теста, которое быстро затвердевает.
Интересно, что дети не отвлекались на нас, взрослых. Большинство ребят, улыбнувшись нам, продолжали заниматься своими «серьёзными» делами.
Пока одни рисуют и танцуют, у других по графику физкультура.
В зале ЛФК дети бросали в корзину мячи, которые назвали «дождинками», а затем занимались на детских тренажёрах. «Люблю, когда дети бегают и прыгают, ребёнок должен быть активным!» — поделилась воспитатель Елена Симолкина. Один мальчик отказался участвовать в сборе мячиков и фитнесе, возможно, так обращал на себя внимание. Его не стали уговаривать и заставлять: педагоги уверены, что ребёнка можно только заинтересовать.
IMG4Каждый малыш посещает сенсорную комнату, куда мы тоже не преминули заглянуть. Сухой бассейн, зеркальный шар, создающий эффект звёздного неба, сухой дождь, мягкие пуфики — находиться в таком сказочном пространстве одно удовольствие. В сенсорной комнате лечат от тревог и плохого настроения. А иногда ребятам просто хочется побыть одним. Как рассказала нам педагог-психолог Светлана Матвеева, здесь дети занимаются строго индивидуально, иначе им будет сложнее расслабиться.
Есть здесь и комната, оборудованная для занятий по системе Монтессори, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, внимание и познавательный интерес. Особенно это важно для ребят с задержкой психического развития, ДЦП, проблемами слуха.
В «Капельке» детям оказывают комплексную медицинскую помощь. Ребят наблюдают педиатр, невролог, диетолог, инструктор ЛФК. Как только ребёнок поступает в дом ребёнка, специалисты собирают консилиум, чтобы разработать программу его реабилитации и полноценного развития. Особое внимание уделяют составлению меню, которое, по словам диетолога Натальи Климчук, должно учитывать возраст и особенности здоровья детей. Кстати, чаще всего у ребят, у которых наблюдают какие-либо недостатки в физическом развитии, фиксируют недостаточный вес.
IMG 6В 12:30 – тихий час. Малышей укладывают спать по-семейному. Воспитатели и няни, убаюкивая детей, читают им сказки. Эти истории про извечную победу добра над злом, исправление отрицательных героев и веру в чудо… Ведь чудеса здесь, действительно, происходят.
Побывав в красочных комнатах, наблюдая, как малыши весело играют, слушаются или не слушаются воспитателей, нас не оставляло ощущение, что это обычный детский сад и что вечером за ребятами придут мамы. Да, всё чаще дети покидают дом ребёнка, крепко держа за руку новых родителей, долго мечтавших о полноценной семье, или родных, которые получили шанс измениться. А пока те самые мамы и папы ещё не переступили порог дома ребёнка, более ста специалистов стараются заменить малышам семью, надеясь, что счастье обязательно придёт к каждому…
КСТАТИ. В доме ребёнка «Капелька» действуют два семейных проекта: «Школа приёмных родителей» и «Семейная гостиная». Вшколе будущие усыновители, опекуны, приёмные мамы и папы проходят курс тренингов, лекций, бесед, готовясь взять в свою семью ребёнка.
В Семейной гостиной «обучаются» кровные родители. Специалисты учат мам и пап заботиться о детях и своей семье, помогают им начать новую здоровую и счастливую жизнь.

 

Анна Славянова «Социальные вести»
Семейный дом