Организация питания в образовательной организации
Актуальность организации рационального питания в доме ребенка объясняется тем, что питание является важным фактором, определяющим возможность роста и развития детского организма, а также степень его адаптации к внешним воздействиям.
В Доме ребенка питание воспитанников организованно в группах с выдачей питания из пищеблока либо посредством непосредственного приготовления (молочные смеси и каши для детей грудного возраста). Пищу готовят на пищеблоке, который имеет необходимый набор помещений и соответствующее им оборудование и инвентарь. Продукты поставляются транспортом поставщика, в соответствии с заключенными в результате открытых аукционов, контрактами. На все продукты имеются требуемые в соответствии с действующим законодательством сопроводительные документы, а также ветеринарные свидетельства. Прием пищи – пятиразовое питание. Качество эстетического оформления залов приема пищи удовлетворительное, гигиенические условия перед приемом пищи соблюдаются; 100% охват горячим питанием; приготовление пищи осуществляется из продуктов, закупаемых у организации по заключенным договорам; хранение продуктов организованно, санитарным нормам соответствует; обеспечение технологическим оборудованием достаточное, его техническое состояние соответствует нормативным требованиям; акты допуска к эксплуатации оформлены. Санитарное состояние пищеблока, подсобных помещений и технологических цехов регулярно подвергаются проверкам и полностью соответствуют санитарным нормам Одна из главных задач Дома ребенка – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Питание в Доме ребенка организованно на основе ежедневного меню. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральным и солями) и энергией.
В доме ребенка разработано 14-дневное меню. Сформированы 6 видов «стола»:
— индивидуальный (с рождения до 1 года)
— индивидуальный (с рождения до 1 года)
— ОВД младший ясельный (с 1 года до 1,5 лет)
— ОВД ясельный (с 1,5 лет до 3 лет)
— ОВД дошкольный (с 3 лет до 4 лет)
— гипоаллергенный стол.
Воспитанники обеспечены 6-ти разовым питанием, три основных приема (Завтрак, Обед, Ужин) и два перекуса (Завтрак, Полдник), и на ночь ребенок получает кисломолочный напиток. Прием пищи происходит в группах в специально отведенном и обустроенном для этого месте. Готовую продукцию берут с пищеблока и порционируют в группе, согласно возрастной градации. У каждого ребенка есть индивидуальный набор столовой посуды
14-дневное меню для детей младенческого и ранних возрастов
Питание детей первого года жизни организовано согласно методическим Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. Основу рационального искусственного вскармливания составляет использование специализированных продуктов детского питания промышленного производства: начальные адаптированные молочные смеси для детей от 0 месяцев до 6 месяцев; последующие смеси от 6 месяцев до года; специализированные смеси – смеси на основе сои, безлактозные смеси,гипоаллергенные смеси и различные продукты прикорма (овощные пюре, фруктовые пюре, каши быстрорастворимые злаковые, мясные пюре). Питание детей первого года жизни строится строго индивидуально в зависимости от возраста, нутритивного статуса, толерантности к пищевым продуктам, основного или сопутствующего заболевания ребенка.
Положение о питании детей первого года жизни.
Порядок организации питания первого года жизни
Условия охраны здоровья воспитанников
Сохранение и укрепление здоровья детей, (в том числе детей-инвалидов) и обеспечение их эмоционального благополучия является приоритетной задачей дома ребенка. Комплексной реабилитацией занимается междисциплинарная команда — это врач-педиатр, врач-невролог, психиатр инструктор по лечебной физкультуре, массажист, медсестра по физиотерапии. Основу системы медицинского обеспечения воспитанников дома ребенка составляют: контроль за состоянием здоровья, диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями, реализация индивидуальных программ реабилитации детей – инвалидов, проведение иммунопрофилактики, госпитализация детей для оказания медицинской высокотехнологичной помощи, направление детей на медико – социальную экспертизу. Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», условия охраны здоровья обучающихся включают:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи.
- Организацию питания воспитанников.
- Определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки.
- Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников.
- Прохождение воспитанниками медицинских осмотров и диспансеризации.
- Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в доме ребенка.
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Специальные условия охраны здоровья
Дети, имеющие статус «инвалид» обеспечены индивидуальными средствами реабилитации. В целях медицинского обеспечения детей – инвалидов проводится комплекс оптимальных восстановительных мероприятий: курсы медикаментозного лечения, с применением современных лекарственных препаратов, в том числе по системе дополнительного лекарственного обеспечения детей – инвалидов; ортопедические методы коррекции: обувь, туторы, кресло – сидение, корсеты; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК; оказание высококвалифицированной медицинской помощи в медицинских учреждениях города и за пределами административной территории
В структуру восстановительного лечения включены: физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. На сегодняшний день физиотерапевтический кабинет имеет современное, решающее широкий спектр задач оборудование. Один из важнейших видов восстановительного лечения для детей-инвалидов является лечебная физкультура, которая необходима для того, чтобы восстанавливать утраченные функции организма или развивать компенсаторные возможности организма: комплексом «Тренажер Гросса», вертикализаторами, массажным креслом, опорой для ползания «Лисичка», опорой для ползанья для детей больных ДЦП, ходунками для детей с ДЦП.
Для детей, у которых есть аномалии развития жевательного и глотательного аппарата пища дается в протертом виде, а также используются специализированные лечебные смеси. Данные смеси используются для детей инвалидов и для детей с дефицитами роста и веса. Режим питания подбирается с учетом состояния ребенка и исходя из диагноза. Для питания детей используют такие смеси как – адаптированные смеси, каши инстантные, педиашур, клинутрен юниор. Для ребенка подбирается индивидуальный режим питания, объем одного кормления, частота кормления.